Налоги-2024. Налогообложение физлиц (подоходный, земельный, единый налоги, сборы и др.)
27 декабря 2023 г. принят Закон Республики Беларусь № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», которым внесены корректировки в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам разъяснило основные изменения, касающиеся физических лиц. |
||
Наиболее существенные изменения и дополнения в части налогообложения подоходным налогом с физических лиц.
В целях стимулирования привлечения и закрепления молодых специалистов у нанимателей в статью 209 Налогового кодекса включены нормы, в соответствии с которыми с 1 января 2024 г. молодые специалисты, молодые рабочие (служащие), получившие высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование, имеют право на получение дополнительного стандартного налогового вычета по подоходному налогу в размере 620 руб. в месяц. Такой налоговый вычет предоставляется молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), получившим:
Дополнительный стандартный налоговый вычет предоставляется:
Перечень документов, на основании которых в 2024 г. предоставляется стандартный налоговый вычет для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих), содержится в пункте 41 статьи 209 Налогового кодекса. Обращаем внимание, что вышеуказанный стандартный налоговый вычет предоставляется с 1 января 2024 г. в отношении любых лиц, соответствующих вышеперечисленным условиям (как вновь прибывших на работу и трудоустроенных в соответствии со свидетельством о направлении на работу или получивших соответствующее образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций, так и работающих, проходящих службу, на вышеуказанных условиях). С 1 января 2024 г. подпункт 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса дополнен нормой, в соответствии с которой из состава расходов, учитываемых при применении имущественного налогового вычета, исключены расходы на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика. Данная норма распространяется на вышеуказанные расходы, фактически понесенные физическим лицом с 1 января 2024 г. Таким образом, в отношении расходов, понесенных до 1 января 2024 г. на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика, имущественный налоговый вычет предоставляется в том числе в отношении доходов 2024 г. (неиспользованная сумма расходов переносится на последующие календарные годы до полного ее использования в виде имущественного налогового вычета). С 1 января 2024 г. установлена ставка подоходного налога в размере 25 %, которая применяется в отношении совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Налогового кодекса (13 %), и полученных физическими лицами от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за 2024 г. 200 000 руб. Вышеперечисленные доходы, в отношении которых применяются ставки подоходного налога, установленные иными пунктами статьи 214 Налогового кодекса и (или) иными законодательными актами, не участвуют в определении совокупного дохода, в отношении которого применяется ставка подоходного налога в размере 25 %. Так, не подлежат налогообложению по ставке в размере 25 % следующие доходы: 1. дивиденды и приравненные к ним доходы, полученные от:
2. доходы по трудовым договорам, заключенным физическими лицами с:
3. доходы в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, начисленные за периоды до 1 января 2024 г.
Исчисление подоходного налога по ставке в размере 25 % производится только налоговым органом на основании представляемой физическим лицом налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц за 2024 г. Срок представления налоговой декларации при получении доходов, облагаемых по ставке в размере 25 %, – не позднее 31 марта 2025 г. Срок доплаты налога по ставке в размере 25 % – не позднее 1 июня 2025 г. Таким образом, налоговые обязательства по уплате подоходного налога по ставке в размере 25 % возникнут у физических лиц по итогам 2024 г. в 2025 г. Определение суммы подоходного налога, подлежащей доплате по ставке в размере 25 %, будет производиться налоговым органом с зачетом ранее удержанного налоговым агентом подоходного налога по ставке в размере 13 % с доходов, начисленных за календарные месяцы календарного года, в которых имелось вышеуказанное превышение. При этом налоговые льготы, предусмотренные статьями 208-212 Налогового кодекса, в том числе предоставленные налоговым агентом в течение 2024 г., к сумме доходов, превышающей 200 000 руб., не применяются. С 1 января 2024 г. в пункте 1 статьи 216 Налогового кодекса закреплено право представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, находящихся на территории Республики Беларусь (далее – международная организация), исполнять обязанности налоговых агентов в порядке, установленном налоговым законодательством (исчислять, удерживать и перечислять в бюджет Республики Беларусь подоходный налог с выплачиваемых физическим лицам доходов, представлять налоговые декларации (расчеты) налогового агента по подоходному налогу с физических лиц, сведения о доходах физических лиц и др.). При этом физические лица, получившие в течение календарного года доходы от таких налоговых агентов, освобождаются от обязанности представлять в отношении этих доходов в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц в порядке, установленном статьей 222 Налогового кодекса. Вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие до 1 января 2024 г., т.е. на предыдущие календарные годы. Таким образом, если международная организация выполняла обязанности налогового агента в 2023 г. (исчисляла, удерживала и перечисляла в бюджет подоходный налог с доходов сотрудников), то такие сотрудники освобождаются от представления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических за 2023 г. в части доходов, полученных от такой организации. С 1 января 2024 г. установленный пунктом 1 статьи 219 Налогового кодекса перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) в порядке, установленном статьей 222 Налогового кодекса, дополнен следующими доходами: доходы, в отношении которых физическим лицом неправомерно применялись особые режимы налогообложения, установленные Налоговым кодексом; доходы, подлежащие налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Налогового кодекса (13 %), и полученные от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, если такие доходы за календарный год превысили в совокупности 200 000 руб. В соответствии с дополнениями, внесенными в часть вторую пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса, перечень доходов физических лиц, в отношении которых сведения налоговыми агентами не представляются в порядке и сроки, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 201 «О представлении сведений о доходах физических лиц», дополнен следующими доходами:
При этом дополнения, внесенные в часть вторую пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2023 г. В связи с этим сведения о вышеперечисленных доходах, начисленных физическим лицам за 2023 г., налоговыми агентами в налоговый орган по сроку не позднее 1 апреля 2024 г. не представляются. |
||
|
||
С 01.01.2024 земельный налог, налог на недвижимость и транспортный налог подлежат уплате единым имущественным платежом. Данное нововведение в сфере уплаты имущественных налогов направлено на упрощение порядка их уплаты, а также создание комфортных условий для плательщиков – физических лиц. Единый имущественный платеж не является новым налогом, а всего лишь представляет собой новый и удобный способ уплаты трех налогов: земельного налога, налога на недвижимость и транспортного налога. Если ранее имущественные налоги уплачивались отдельными платежами на разные бюджетные счета в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, то теперь все платежи по земельному налогу, налогу на недвижимость и транспортному налогу производятся на один республиканский счет по месту регистрации (прописки) физического лица (п. 2 ст. 13, п. 5 ст. 233, п. 8 ст. 244, п. 2 ст. 3078 Налогового кодекса). Как и раньше, для уплаты имущественных налогов налоговый орган будет направлять гражданам извещение на уплату таких налогов, но в котором теперь будет указан один счет для уплаты таких платежей. Уплату имущественных налогов можно будет производить единоразово или по частям в зависимости от того, насколько такие варианты уплаты удобны плательщикам. Единственное, что надо соблюдать – это срок уплаты таких налогов в бюджет, а именно ежегодно не позднее 15 ноября. В связи с введением с 1 января 2024 г. единого имущественного платежа исключается возможность уплаты физическими лицами налога на недвижимость и земельного налога путем внесения сумм таких налогов председателям гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, дачных кооперативов. Более подробно ознакомиться с единым имущественным платежом можно на сайте Министерства по налогам и сборам по ссылке. Изменена окончательная дата вручения физическим лицам извещений на уплату земельного налога, налога на недвижимость и транспортного налога. В 2024 г. извещения должны быть вручены не позднее 1 октября 2024 г. (п. 4 ст. 233, п. 7 ст. 244, п. 1 ст. 3078 Налогового кодекса). Данное изменение вызвано значительным увеличением количества плательщиков имущественных налогов после введения транспортного налога и пересмотра налоговых льгот в отношении квартир, в связи с чем увеличилось время, необходимое для формирования извещений, их распечатки и направления почтовой корреспонденции. С 2024 г. для целей исчисления налога на недвижимость к не завершенным строительством капитальным строениям, его частям относятся:
В связи с этим пункт 4 статьи 228 Налогового кодекса дополнен положениями, определяющими порядок предоставления физическим лицам льгот по уплате налога на недвижимость в отношении такой недвижимости. Так, с 2024 г. от налога на недвижимость освобождается одно не завершенное строительством капитальное строение, его часть, принадлежащие:
При наличии у вышеуказанных категорий физических лиц двух и более не завершенных строительством капитальных строений, их частей налоговая льгота предоставляется в отношении одного такого объекта налогообложения, стоимость которого больше, чем стоимость иных таких объектов налогообложения, принадлежащих плательщику. При наличии двух и более не завершенных строительством капитальных строений, их частей, стоимость которых равна между собой, налоговая льгота предоставляется в отношении одного такого объекта налогообложения, приобретенного (полученного) плательщиком ранее других. Обращаем внимание, что такие изменения будут действовать в 2025 г. при исчислении налога на недвижимость за 2024 г. Исчисление налога на недвижимость в 2024 г. за 2023 г. будет производиться в прежнем порядке. С 2024 г. размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) типового капитального строения (здания, сооружения) для иных зданий, сооружений дифференцирован в зависимости от площади такой недвижимости (ч. 3 п. 3 ст. 229 Налогового кодекса). Размер расчетной стоимости одного квадратного метра (одного метра) для иных зданий, сооружений разделен на три группы в зависимости от площади такой недвижимости:
Обращаем внимание, что определение налоговой базы для исчисления налога на недвижимость исходя из дифференцированной расчетной стоимости иных зданий, сооружений, которая зависит от площади такой недвижимости, будет использоваться налоговыми органами только в 2025 г. при исчислении налога на недвижимость за 2024 г. Исчисление налога на недвижимость в 2024 г. за 2023 г. будет производиться в прежнем порядке. В отношении жилых домов, квартир, садовых и дачных домиков, гаражей, машино-мест порядок определения расчетной стоимости не изменился. С 2024 г. представленное физическим лицом заключение о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) может быть использовано налоговым органом при определении налоговой базы налога на недвижимость в течение пяти лет начиная с года, за который определена такая оценка, с последующей ежегодной индексацией на сложившийся индекс роста потребительских цен за соответствующий год (ч. 4 п. 3 ст. 229 Налогового кодекса). Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом, в связи с чем государственная регистрация возникновения права на объекты недвижимости, являющиеся совместной собственностью, может производиться в отношении каждого из супругов без выделения долей. В случае осуществления государственной регистрации права собственности указанным образом у каждого из супругов возникает объект налогообложения налогом на недвижимость. В целях исключения двойного налогообложения одного и того же объекта с 1 января 2024 г. налог на недвижимость будет исчисляться только одному из супругов, определяемому такими лицами самостоятельно (п. 16 ст. 232 Налогового кодекса). Информация о том, кто будет уплачивать налог на недвижимость в отношении объекта совместной собственности, должна быть предоставлена супругами в налоговый орган в виде уведомления. В случае непредставления такого уведомления налог на недвижимость исчисляется каждому участнику совместной собственности. Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам на праве совместной собственности (п. 17 ст. 243 Налогового кодекса). |
||
|
||
С 1 января 2024 г. расширена сфера применения физическими лицами единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) – в перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, с уплатой единого налога, включена уборка территории от снега и льда. Увеличен размер ставок единого налога, установленный в приложении 24 к Налоговому кодексу. Новые ставки единого налога применяются при исчислении суммы единого налога, срок уплаты которого наступает после 30 января 2024 г. Исчисление единого налога за январь 2024 г. производится по старым ставкам единого налога, предусмотренным приложением 24 к Налоговому кодексу в редакции, действовавшей по 31 декабря 2023 г. |
||
|
||
С 1 января 2024 г. ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности за месяц составляет 6,5 бел. руб. Новая ставка применяется при уплате сбора за осуществление ремесленной деятельности, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г. Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за январь 2024 г. по сроку 3 января 2024 г. производится по старой ставке в размере 6 бел. руб. С 1 января 2024 г. ставка сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за каждую агроусадьбу за месяц составляет 40 бел. руб. Новая ставка применяется при уплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, срок уплаты которого наступает после 31 января 2024 г. Уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за январь 2024 г. по сроку 3 января 2024 г. производится за каждую агроусадьбу по старой ставке в размере 37 бел. руб. |
||
|
||
С 1 января 2024 г. не признаются объектом налогообложения налогом на профессиональный доход доходы, полученные физическим лицом от юридического лица – бывшего нанимателя, в течение трех лет после увольнения. |
||
|
||
Проиндексированы ставки транспортного налога. Вводится исчисление транспортного налога по транспортным средствам повышенной комфортности не старше трех лет, по ставкам, увеличенным в 10 раз. Перечень таких транспортных средств будет определяться Советом Министров Республики Беларусь. Данные изменения будут применяться в 2025 г. при исчислении и уплате транспортного налога за 2024 г. |
||
|
||
Наиболее существенными изменениями и дополнениями в части порядка проведения в 2024 г. камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица (далее – проверка) являются следующие. Увеличен с 1 000 до 1 500 базовых величин размер превышения расходов над доходами физического лица, который является критерием для проведения последующего этапа проверки.
С 01.01.2024 уточнены способы уведомления налоговым органом проверяемого физического лица о направлении ему требования о представлении пояснений об источниках доходов и иных предусмотренных законодательством документов. Так, такое уведомление осуществляется в первую очередь одним из следующих способов: посредством направления уведомления в личный кабинет плательщика, СМС-сообщения на абонентский номер оператора сотовой связи, телефонограммы. Только при отсутствии возможности уведомления физического лица вышеперечисленными способами уведомление производится при помощи иных средств связи: телеграмма, сообщение электронной почты или др. С 01.01.2024 закрепляется право проверяемого лица, фактически не получившего требование о представлении пояснений об источниках доходов, получить такое требование даже по истечении 30-дневного срока для представления пояснений об источниках доходов. Такое право возникает при одновременном соблюдении следующих условий:
При выполнении таких условий налоговый орган вручает проверяемому лицу лично или заказным письмом с уведомлением о получении требование о представлении пояснений об источниках доходов. Такое требование считается полученным со дня его фактического получения. Срок представления пояснений об источниках доходов составляет 30 дней с момента фактического получения проверяемым лицом направленного на основании его заявления требования о представлении пояснений об источниках доходов. Однако в таком случае налоговыми органами не учитываются в качестве доходов денежные средства, переданные на хранение и (или) полученные в виде займов, указанные в пояснениях об источниках доходов, представленных по такому требованию. Исключения составляют денежные средства, переданные на хранение и (или) полученные в виде займов, полученные в безналичном порядке либо по сделкам, документально подтвержденным государственным органом и (или) иной организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом (такие средства учитываются в качестве источников денежных средств при составлении расчета расходов и доходов). В целях создания комфортных условий взаимодействия между плательщиками и налоговыми органами посредством электронных сервисов с 01.01.2024 предусматривается возможность направления копии требования о представлении пояснений об источниках доходов вместе с копией расчета по запросу физического лица в личный кабинет плательщика. С 01.01.2024 расширен перечень документов, представление которых по истечение 30-дневного срока для представления пояснений об источниках доходов является основанием для принятия подтверждаемых такими документами доходов в качестве источников и внесение изменений в расчет расходов и доходов проверяемого лица. Так, такими документами являются документы государственных органов и (или) иных организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, подтверждающие не только полученные проверяемым лицом доходы, но и совершенные таким лицом сделки, в ходе которых получены доходы. Внесены корректировки в порядок определения расходов на строительство недвижимости, осуществляемое физическим лицом без привлечения застройщика или подрядчика, при отсутствии акта ввода такой недвижимости в эксплуатацию и непредоставлении физическим лицом заключения о независимой оценке. Так, с 01.01.2024 размер таких расходов определяется физическим лицом самостоятельно, но их размер должен быть не менее 100 % стоимости, определенной налоговым органом для целей исчисления налога на недвижимость. С 2024 г. проверяемое лицо в случае несогласия с размером расходов на строительство недвижимости может представить заключение об оценке такой недвижимости, составленное с использованием рыночных методов оценки зданий и сооружений на любую дату календарного года, в котором оцениваемый объект принят в эксплуатацию. Кроме того, в целях установления единообразного подхода учета расходов, связанных со строительством объектов недвижимости, с привлечением и без привлечения застройщика или подрядчика, вводятся единые правила определения таких расходов, когда сведения о расходах, направленных на строительство, невозможно получить от застройщика или подрядчика в связи с его ликвидацией либо отсутствия у него таких сведений. Также внесены дополнения в порядок проведения дополнительной проверки, оформление результатов такой проверки. |
Налоги-2024. Налогообложение индивидуальных предпринимателей
Налоги-2024. Налогообложение юрлиц (НДС, налог на прибыль, недвижимость, земельный налог)
Налоги-2024. Иные вопросы налогообложения юрлиц
Информация предоставлена Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».